Авторы |
Хусаинова Анастасия Александровна, соискатель, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Педагогический институт имени В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), anastasia_dash@mail.ru
|
Аннотация |
Актуальность и цели. Инновационные социально-экономические отношения в обществе обусловливают изменения в структуре и содержании образования. Особую значимость приобретает качество профессиональной подготовки бакалавров, ориентированное на развитие их готовности к реализации профессионально значимых компетенций. Как свидетельствуют результаты проведенных исследований (Т. О. Разумова, Т. Б. Полоневич), выпускники, обладая высоким уровнем теоретической готовности к профессионально-педагогическому взаимодействию, не обладают компетентным уровнем взаимодействия с обучающимися. Решение обозначенных проблем основывается на проведении научно-педагогического исследования, целью которого является концептуальное обоснование, выявление и опытно-экспериментальная проверка условий и модели готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися.
Материалы и методы. В процессе исследования возникла необходимость анализа понятийного аппарата современных научных подходов к развитию готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися. Уточнение понятийного аппарата взаимосвязано с проблемой неоднозначности использования терминов, что приводит к усложнению выбора материалов и методов научно-педагогического исследования развития готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися. В качестве совокупности методов, позволяющих решить поставленные задачи, используются наблюдение, анкетирование, тестирование и методы математического и статистического моделирования исследуемого процесса.
Результаты. В ходе исследования было уточнено содержание понятия «готовность к профессионально-педагогическому взаимодействию», определена его структура. На основании проведенного анализа разработана модель развития готовности будущих бакалавров к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися на основе выявления специфики профессиональной подготовки будущих бакалавров в педагогическом вузе; определены условия, способствующие развитию готовности студентов к профессионально-педагогическому взаимодействию с обучающимися.
Выводы. Обобщение результатов теоретического исследования позволило сформулировать и обосновать системно-деятельностный, компетентностный подход к концептуальному обоснованию возможности решения проблемы взаимодействия будущих педагогов с обучающимися в контексте моделирования и реализации этого процесса в условиях педагогического вуза.
|
Список литературы |
1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. – URL: http:// www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html. 2. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические составляющие : учеб. пособие / Е. А. Климов. – М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2004. – 240 с.
3. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – М. : Академия, 2002. – 576 с.
4. Узнадзе, Д. Н. Психология установки / Д. Н. Узнадзе. – СПб. : Питер, 2001. – 416 с. 5. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. – 2-е изд. – СПб. : Питер ; М. : Смысл, 2003. – 860 с. – (Мастера психологии).
6. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : Питер, 2001. – 272 с. – (Мастера психологии).
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : АСТ Астрель Хранитель, 2008. – 672 с.
8. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов / И. А. Зимняя. – Изд. 2-е, доп., испр. и перераб. – М. : Логос, 2002. – 384 с.
9. Брушлинский, А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский. – 2-е изд., испр. – М. : МПСИ, 2003. – 408 с.
10. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. – М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007.
11. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : МарТ ; Ростов н/Д : МарТ, 2005. – 448 с.
12. Martin, J. P. Lernen durch Lehren / J. P. Martin // Die Schulleitung – Zeitschrift für pädagogische Führung und Fortbildung in Bayern. – 2002. – Dezember 29. – S. 3–9.
|